Предмет психологии



План. 1. Психология и ее предмет.

2.   Сознание и бессознательность.

3.   Основные различия психики человека и животного.

4.   Структура современной психологии.

 

1880 г. — В. Вульф, немецкий психолог, поставил ответы на реакцию человека — основоположник психологии-науки.

“Психология”— наука о душе.

Вопросы о психологии возникли давно — Аристотель. Проводилось наблюдение психических явлений и на основе их изучали человеческую психику. Это был донаучный анализ, существовавший в форме пословиц и поговорок, но часты были противоречия : “С глаз долой — из сердца вон”, “Любовь закрепляет разлука”.

Психологию необходимо изучать не на основе житейского опыта, а научно.

Психология как наука :

·     изучает конкретные факты психической жизни, характерные качественно и количественно ;

·     имеет свои законы (стадийное развитие человеческого интеллекта и др.) ;

·     имеет свои механизмы (механизмы психической деятельности) :

-      механизмы внезапного “озарения” во время решения задач,

-      механизм постоянства восприятия (восприятие предметов в их естественном размере независимо от расстояния, на котором они находятся).

Изучает факты, механизмы и закономерности психики.

Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, имеющую у человека личностный характер.

У человека формируется объективные образ субъективного мира. Мы имеем дело с отражением, образом предметов. Люди воспринимают мир адекватно, не искаженно при условии, что все находятся и развиваются в обществе себе подобных.

 

Конец ХIХ века — Фрейд (австрийский ученый) изучал сновидения.

Уровни психики : сознание и бессознание.

Сознание — продукт развития человеческого общества, уровень современной культуры.

Структура сознания (характеристики сознания) :

1.   совокупность знаний об окружающем мире.

Познавательные процессы : ощущение (отражение отдельных свойств предмета) ; знание ; память ; восприятие (выявление взаимосвязи между факторами) ; забывание ; воображение (реконструктивное познание мира, реконструктивные картины мира).

2.   разграничение в сознании человека понятий — субъекта (“я”) и объекта (“не я”).

Рефлексия — способность стать в позицию наблюдателя относительно самого себя.

Способность к самооценке и самосознанию (физическому, интеллектуальному, социальному). Следовательно, формируется самосознание, уровень притязания к себе.

3.   целеполагание — способность человека к поставлению цели.

Маркс : социальная цель характеризует образ жизни человека.

4.   отношение эмоциональное.

Маркс : отношение мое к обществу есть мое сознание.

Человеческое сознание развивается в процессе вовлечения человека в социальные отношения. Среда необратимо влияет на людей :

-      воспитание в волчьем логове — индийские девочки Амола и Камола;

-      американская девочка, лишенная общения, изолированная матерью от общества как незаконнорожденная, не могла быть очеловечена ;

-      “очеловечивание” слепо-глухо-немых путем вовлечения в активную жизнь.

Бессознательные (подсознательные) отношения

опыты Фрейда : выявление жизни человека по его снам.

опыты Кедрова : изучение тог, как шло построение таблицы Менделеева (Менделеев впервые в форме таблицы увидел ее во сне).

Подсознание активно влияет на деятельность человека.

 

Маркс : человек — общественное животное.

Человек :

Þ способен поступать сознательно : может выходить за пределы данной ситуации;

Þ создает или сохраняет орудия, переоборудует ими мир ;

Þ пользуется общественным опытом (опытом бывших поколений) ;

Þ имеет чувства, отличные от животных (редко бросает детенышей).

 

Психология как наука не развивалась сама по себе. Она тесно взаимосвязана с другими науками :

-      философией (Аристотель был философом и психологом)

-      естественными

-      точными.

Признаки, лежащие в основе классификации современной психологии.

1. конкретная деятельность человека :

1. психология труда

·инженерная

·авиационная

·космическая

2. педагогическая психология (изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека)

3. психология спорта

4. медицинская деятельность (врач)

2. развитие человека :

1. возрастная психология

·     детская (подростковая и дошкольная)

·     юношеская

·     взрослого человека

·     героидопсихология (психология престарелого человека)

2. психология аномального развития

·     патопсихология (нарушение психики алкоголика)

·     олигофренопсихология (врожденные дефекты)

3. сравнительная психология

·     филогенез (сопоставление психики человека и животного)

3. отношение человека к обществу :

1.   психология личности человека. Изучает процессы становления человеческой личности, взаимосвязь человека с окружающим миром.

2.   социальная психология. Изучает

·общение в разных по размеру социальных группах (классовых, этнических)

·социализацию человека (процесс усвоения человеческой культуры)

социальные установки (отношение человека к миру).


Если данный текст не отвечает в полной мере параметрам поиска рекомендуется перейти на основную страницу медицинской библиотеки.

Сайт управляется системой uCoz