Предмет психологии |
План. 1. Психология и ее предмет.
2. Сознание и
бессознательность.
3. Основные различия психики
человека и животного.
4. Структура современной
психологии.
1880 г. — В. Вульф, немецкий психолог, поставил
ответы на реакцию человека — основоположник психологии-науки.
“Психология”— наука о душе.
Вопросы о психологии возникли давно — Аристотель.
Проводилось наблюдение психических явлений и на основе их изучали человеческую
психику. Это был донаучный анализ, существовавший в форме пословиц и поговорок,
но часты были противоречия : “С глаз долой — из сердца вон”, “Любовь закрепляет
разлука”.
Психологию необходимо изучать не на основе
житейского опыта, а научно.
Психология как
наука :
·
изучает
конкретные факты психической жизни, характерные качественно и количественно ;
·
имеет
свои законы (стадийное развитие человеческого интеллекта и др.) ;
·
имеет
свои механизмы (механизмы психической деятельности) :
-
механизмы
внезапного “озарения” во время решения задач,
-
механизм
постоянства восприятия (восприятие предметов в их естественном размере
независимо от расстояния, на котором они находятся).
Изучает факты, механизмы и
закономерности психики.
Психология — наука о фактах,
закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности,
на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью,
имеющую у человека личностный характер.
У человека формируется объективные образ
субъективного мира. Мы имеем дело с отражением, образом предметов. Люди
воспринимают мир адекватно, не искаженно при условии, что все находятся и
развиваются в обществе себе подобных.
Конец ХIХ века — Фрейд (австрийский
ученый) изучал сновидения.
Уровни психики : сознание и бессознание.
Сознание — продукт развития
человеческого общества, уровень современной культуры.
Структура сознания (характеристики сознания) :
1. совокупность знаний об
окружающем мире.
Познавательные процессы : ощущение (отражение отдельных свойств предмета) ;
знание ; память ; восприятие (выявление взаимосвязи между факторами) ;
забывание ; воображение (реконструктивное познание мира, реконструктивные
картины мира).
2. разграничение в сознании
человека понятий — субъекта (“я”) и объекта (“не я”).
Рефлексия — способность стать в позицию наблюдателя относительно самого себя.
Способность к самооценке и
самосознанию (физическому, интеллектуальному, социальному). Следовательно,
формируется самосознание, уровень притязания к себе.
3. целеполагание — способность человека к поставлению цели.
Маркс : социальная цель
характеризует образ жизни человека.
4. отношение эмоциональное.
Маркс : отношение мое к
обществу есть мое сознание.
Человеческое сознание
развивается в процессе вовлечения человека в социальные отношения. Среда
необратимо влияет на людей :
-
воспитание
в волчьем логове — индийские девочки Амола и Камола;
-
американская
девочка, лишенная общения, изолированная матерью от общества как
незаконнорожденная, не могла быть очеловечена ;
-
“очеловечивание”
слепо-глухо-немых путем вовлечения в активную жизнь.
Бессознательные (подсознательные) отношения
опыты Фрейда : выявление
жизни человека по его снам.
опыты Кедрова : изучение
тог, как шло построение таблицы Менделеева (Менделеев впервые в форме таблицы
увидел ее во сне).
Подсознание активно влияет
на деятельность человека.
Маркс : человек — общественное
животное.
Человек :
Þ способен поступать
сознательно : может выходить за пределы данной ситуации;
Þ создает или сохраняет
орудия, переоборудует ими мир ;
Þ пользуется общественным
опытом (опытом бывших поколений) ;
Þ имеет чувства, отличные от
животных (редко бросает детенышей).
Психология как наука не
развивалась сама по себе. Она тесно взаимосвязана с другими науками :
-
философией
(Аристотель был философом и психологом)
-
естественными
-
точными.
Признаки, лежащие в основе классификации современной психологии.
1. конкретная деятельность человека :
1. психология труда
·инженерная
·авиационная
·космическая
2. педагогическая психология (изучает
психологические закономерности обучения и воспитания человека)
3. психология спорта
4. медицинская деятельность (врач)
2. развитие человека :
1. возрастная психология
·
детская
(подростковая и дошкольная)
·
юношеская
·
взрослого
человека
·
героидопсихология
(психология престарелого человека)
2. психология аномального развития
·
патопсихология
(нарушение психики алкоголика)
·
олигофренопсихология
(врожденные дефекты)
3. сравнительная психология
·
филогенез
(сопоставление психики человека и животного)
3. отношение человека к обществу :
1. психология личности
человека. Изучает процессы становления человеческой личности, взаимосвязь
человека с окружающим миром.
2. социальная психология.
Изучает
·общение в разных по размеру
социальных группах (классовых, этнических)
·социализацию человека
(процесс усвоения человеческой культуры)
социальные установки (отношение человека к миру).
Если данный текст не отвечает в полной мере параметрам поиска рекомендуется перейти на основную страницу медицинской библиотеки. |